Бизнес-план– документ, назначение которого состоит в том, чтобы предоставить информацию, необходимую для разработки стратегии реализации проекта. Грамотный подход к составлению бизнес-плана обеспечивает успех, долговечность и прибыльность деятельности.
Одно из самых главных требований к бизнес-плану — это его понятность.
Этот документ не имеет какой-либо стандартной формы, его можно составлять произвольно. Однако необходимо, чтобы человек, взявший бизнес-план в руки, смог получить объективное представление о содержащихся в нём данных. Нюансы и детали, имеющиеся в бизнес-плане, могут сильно различаться. Это связано с особенностями вида деятельности: каждой из них нужно уделить всевозможное внимание и описать, исходя из отличительных черт деятельности.
Что представляет собой бизнес-план? Из каких разделов состоит бизнес-план
Например, возможна следующая структура:
- Введение.
- Описание проекта.
- План по реализации проекта.
- План по осуществлению маркетинга.
- План, описывающий пути и методы сбыта товаров.
- План организации проекта.
- Финансовый план.
1.Вводная часть бизнес-плана обычно содержит следующие элементы:
- Титульный лист.
- Резюме.
Титульный лист бизнес-плана включает общие сведения о проекте. В первую очередь указывается организация деятельности (предпринимательская, ремесленная, агроэкотуризм).
Затем приводится место, где будет реализован проект и причины, послужившие выбору данного вида деятельности (имеющееся образование, навык работы и др.)
Резюме в бизнес-плане — это небольшое описание, поясняющее его суть и дающее общее впечатление о проекте. Задача данного элемента — заинтересовать читателя, заставить его поверить в выгоду от участия в реализации этой задачи. Поэтому к составлению резюме бизнес-плана требуется подходить с особым усердием. Нужно чётко раскрыть все сильные стороны, которые способен принести проект, убедить в его рентабельности — в общем, любыми способами привлечь инвестора. При этом необходимо, чтобы резюме инвестиционного бизнес-плана имело краткую форму и содержало только достоверную информацию.
Как написать бизнес-план самостоятельно: пошаговая инструкция
Шаг 1. Обзор состояния деятельности
- Рынок, где имеется спрос на аналогичную продукцию или услуги.
- Конкурентоспособность выпускаемой продукции (оказания услуг (работ) в сравнении с аналогичной.
- Варианты сбыта, их перспективы.
- Предлагаемая ценовая политика.
- Варианты производства, их прибыльность и целесообразность.
Для чего это необходимо:
- позволяет получить исчерпывающие сведения об отрасли, чтобы оценить перспективы вложения в неё инвестиций.
- даёт возможность объективно рассмотреть шансы выстоять и закрепиться в данной отрасли с учётом конкурентной борьбы и других негативных факторов.
Бизнес-план должен предложить какие-то решения для каждой из этих задач. Например, для того чтобы дать представление об отрасли, могут быть использованы сведения о тенденциях, которые имелись в ней на протяжении некоторого промежутка времени (например, последние три, пять лет), статистика по другим регионам (прилегающим к региону территориям), динамика уровня спроса среди населения и т. д.
Уже на этом этапе в рамках бизнес-плана можно выявить и указать преимущества, которыми будет обладать деятельность. Это даст представление о том, в какую сторону может развиваться бизнес и каковы его реальные перспективы в текущих условиях. Все характеристики важны, но особую роль в бизнес-плане играет анализ рынка деятельности, поскольку именно его результаты дают наиболее объективную информацию о текущей расстановке сил и потенциальных возможностях.
Шаг 2. Описание проекта
Его суть – кратко изложить задачи, цели, методы и перспективы.
Включает в себя ответы на следующие вопросы:
- В чём будет заключаться деятельность индивидуального предпринимателя, частного унитарного предприятия, ремесленной деятельности, деятельности в сфере агроэкотуризма
- Какие особенности будут отличать его товары или услуги от аналогичной продукции конкурентов?
- Насколько широка аудитория потенциальных потребителей?
- Прогнозируемый уровень спроса?
- Каковы слабые стороны конкурентов, можно ли на них сыграть?
- Ожидаемый уровень рентабельности?
- Временные рамки для достижения точки безубыточности?
- Есть ли планы дальнейшего роста? Если да, то в какие сроки и в каком направлении?
- Сколько в целом средств понадобится вложить в проект, чтобы получить от него финансовую отдачу, из них собственных?
- Что даёт уверенность, что проект будет успешен и востребован на рынках?
Шаг 3. План по реализации проекта
В нём содержится информация технического, организационного и правового характера.
Здесь необходимо:
- Указать цели, которые требуется достичь в перспективе (Учитывать, что деятельность должна осуществляться не менее года).
- Представить схему того, как будет осуществляться производство, процесс реализации товара, услуг(работ), каким образом оно должно обеспечиваться необходимыми ресурсами и т. д.
- Изложить способы поиска требования к соискателям рабочих мест (при осуществлении деятельности с привлечением наемных работников).
- Описать возможности деятельности ( наличие помещения, оборудования и т.д.).
- Привести сведения о текущем статусе проекта:
- Информация о том, насколько освоены в настоящий момент продукция, услуги (работы), которые предполагается производить.
- Работы, которые уже выполнены в рамках проекта.
- Имеющиеся в распоряжении площади.
- Список оборудования, которое требуется купить и за счет каких средств (собственные/ за счет субсидии/ заемные/кредитные и т.д.).
- Информация о поставщиках.
- Перечень ресурсов, которые необходимы для деятельности (указать, какие из них уже доступны).
- Можно указать степень обеспечения сырьём и её соответствие прогнозируемым потребностям производства.
- При необходимости получения дополнительных документов (разрешений, лицензий) – период их получения
Шаг 4. Переходим к плану маркетинга и сбыта продукции
Следом наступает наиболее трудный этап в разработке бизнес-плана. Сложность заключается в том, что необходимо спрогнозировать спрос потребителей, а это далеко не всегда и не всем удаётся выполнить без ошибок.
Учитывая эти обстоятельства, план маркетинга следует начинать разрабатывать раньше всех остальных частей инвестиционного бизнес-плана. Это позволяет собрать достаточное количество информации о рынке, особенностях спроса, предпочтениях потребителей и прочем.
От того, насколько качественно будет выполнено исследование на данном этапе, зависит эффективность всего бизнес-плана. На основе полученных сведений делаются выводы, какая сумма инвестиций потребуется (в целом), какие сферы деятельности необходимо задействовать в первую очередь, на что сделать упор для того, чтобы справиться с конкуренцией. Ошибки, которые будут совершенны на этом этапе, могут повлечь непоправимые негативные последствия для всего проекта.
Этап 1. Определение цели анализа рынка
Перед аналитической работой необходимо обрисовать цели маркетингового исследования рынка. Что именно следует рассмотреть:
- Продукцию;
- Рыночную структуру;
- Потребителя;
- Целевой сегмент;
- Свободные ниши;
- Конкурентов;
- Цены.
Конкретизация отсеет излишние сведения и поможет выстроить правильный маркетинговый аналитический план.
Этап 2. Исследование продукта или услуги
Если товары, работы (услуги) представляются на рынке впервые:
- как именно преподнести потенциальным клиентам новую продукцию;
- какие новые перспективы для покупателя предоставляют новые товары, услуги(работы);
Если товары, работа(услуги) уже представлены на рынке:
- уточняются характеристики (функциональные и технические), которые стоит модифицировать (возможно, на отдельных характеристиках имеет смысл сосредоточить свои силы при улучшении товара и продвижении его на рынке)
- исследование рынка продуктов и услуг дают сведения о том какие новые перспективы для покупателя предоставляют уже существующие продукты (услуги);
- анализ продукции , услуг(работ) состоит в сравнении характеристик изделий работ(услуг), поставляемых создаваемой ИП,ЧУП, ремесленником, субъектом агроэкотуризма), с параметрами товаров-соперников.
ВАЖНО определить сравнительные преимущества конкурентов. Необходимо получить ясный ответ на вопросы:
- По какой причине потенциальные клиенты остановят свой выбор на Ваших товарах, работах (услугах), а не на продукции конкурентов?
- Кто они – потенциальные покупатели?
При анализе рынка товаров, работ (услуг) всегда необходимо соблюдать правило: продукция, услуги (работы) обязаны оказаться там, где покупатель ее больше всего ждет – и по этой причине, вероятнее всего, купит.
Этап 3. Определение общего количества заказов
общее количество заказов – сколько смогут ожидать от клиентов конкретного региона в продолжение обозначенного времени (обычно берется год).
Высчитывается по отдельному товару, услуг (работе) для конкретного региона сбыта в натуральном выражении (число товаров, продаваемых за конкретный срок т(количество оказанных услуг) –месяц, квартал, год) а также в стоимостном выражении.
Этап 4. Определение круга покупателей товаров, работ (услуг)
Они могут быть отобраны по размеру доходов и социальной активности, по демографическому и географическому признакам, по национальной принадлежности и даже по общности исторического пути. В общем, объединяющий критерий может быть любым.
Этап 5. Методы сбыта продукции, работ (услуг)
Нужно продумать пути реализации с помощью посредников и через организацию собственной сети продаж, услуг (работ).
Этап 6. Реклама и способы продвижения продукции
Включаются персональные продажи, создание имиджа выбранной деятельности, стимулирование сбыта. Для того чтобы освоить рынок или хотя бы запустить продажу своей продукции, необходима реклама. Она требуется для поиска и информирования клиентов, формирования привлекательного имиджа, для сбора заказов.
Этап 7. Ценообразование
Необходимо продумать не только правильную стратегию цен и схему заманчивых скидок для клиентов (категорий клинтов). Требуется также определить ценовой диапазон для увеличения прибыли и оптимизации объема продаж.
Этап 8. Изучение конкуренции
Изучение соперников – один из ключевых компонентов маркетинга на данный момент. В ходе исследования соперников в первую очередь нужно будет выявить главных конкурентов на рынке (прямых и косвенных), найти их сильные и слабые стороны.
Этап 9. Прогнозирование сбыта
Выяснить, что и в каких количествах можно реализовать.
Этап.10. Определение места деятельности
Где планируется разместить свою деятельность (описать помещение, наличие возможности увеличения клиентов в связи с расположением рядом с остановочными пунктами, магазинами и т.д.).
Шаг 5. План организации проекта
Необходимо указать следующие сведения:
- Предполагается ли привлечение наемных работников;
- На каком этапе требуется дополнительные трудовые ресурсы;
- Прогноз выполнения работниками трудовых функций;
- Какие результаты деятельности планируется достигнуть при привлечении наемных работников
Шаг 6. Финансовый план реализации проекта
В рамках финансового плана выделяются следующие материальные потребности организации:
- Ресурсы на обеспечение любого из направлений рабочей деятельности (:налоги, отчисления органы страхования и пр.).
- Расходы на обслуживание оборудования.
- Финансовые средства на транспорт, оплату за помещения и т. д.
- Затраты на организацию работы сотрудников (их обучение, спец.одежду, проживание и т. д., если необходимо).
- Необходимо отразить и непредвиденные расходы.
- Непредвиденные материальные расходы — это расходы, связанные с неточными прогнозами, ошибками, любыми другими обстоятельствами, вызванными непредвиденными факторами. (5-10% от общей суммы проекта)
- Непредвиденные финансовые расходы – расходы, которые имеют отношение к финансам. Наиболее распространённая их причина — инфляция, хотя возможны и другие, например, изменение ставки по кредитам или ссудам и т. д.
Финансовая часть бизнес-плана создаётся по следующему алгоритму и может быть оформлена (для лучшего восприятия) в таблицу:
- Расчёт затрат на реализуемую продукцию и услуги. Используются результаты прогнозируемых объёмов продаж и на их основе делаются выводы о том, какие затраты необходимы на эту продукцию.
- Расчёт обеспеченности сырьём, энергией, водой и прочими ресурсами на заранее определённый период времени.
- Прогноз издержек на каждый период.
- Постоянные (не зависит от объема производимой продукции, выполнения работ(услуг) – арендная плата, расходы на содержание здания, расходы на коммунальные услуги, амортизация и т.д.)
- Переменные (напрямую зависят от выпуска продукции, выполнения работ (услуг) –издержки на приобретение сырья, оплату труда, энергии и топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т.д.
- Расчёт планируемой прибыли. В идеальных условиях должна получиться именно прибыль, но случается, что прогнозы дают и отрицательные результаты. В таком случае бизнес-план будет указывать на то, что проект бесперспективен и нуждается в доработке.
- Анализ точки критического объёма реализации. Точка безубыточности — объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции начнете получать прибыль.
- Описание источников финансирования.
Для того чтобы описать, какие источники предоставляют организации финансы, полезно использовать данный список:
- Собственные и заёмные финансовые ресурсы.
- Стратегия управления имеющимися денежными средствами (накопительные фонды, вклады под проценты и прочее).
- Меры защиты финансовых средств (страховка, контроль платежей клиентов и т. д.).
- Показатели, по которым устанавливается уровень эффективности.
Таким образом, главная цель бизнес–плана — разработка проекта, который может в приемлемые сроки возместить вложенные в него средства, сохранить финансовую стабильность и продолжить приносить прибыль. Для разработки такого проекта и нужны различные коэффициенты, позволяющие точно оценить его целесообразность. Внимательно следите за тем, чтобы исходные данные, использованные Вами в расчётах, соответствовали данным, указываемым в текстовой части бизнес-плана и таблицах.