Президентом Республики Беларуси А.Г.Лукашенко 29 июня 2017 года подписан Указ № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (далее –Указ № 233).

Указом предусмотрено уменьшение продолжительности стажа работы с уплатой таких взносов для граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Вопрос: что понимается под военной службой (службой в военизированных организациях) согласно Указу № 233?

Ответ: под военной службой (службой в военизированных организациях) понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении»:

военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР.

Вопрос: включается ли в стаж военной службы для назначения пенсии согласно Указу № 233 время нахождения в отпуске по уходу за ребенком?

Ответ: Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 233 в периоды военной службы (службы в военизированных организациях) не включаются периоды нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.

Вопрос: имеет ли право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233 женщина, которой в 2016 году было отказано в назначении пенсии по возрасту ввиду отсутствия страхового стажа. Стаж ее работы составляет 27 с половиной лет, страховой стаж – 11 лет, стаж службы в вооруженных силах – 15 лет, во время прохождения службы гражданка находилась 4 года в отпуске по уходу за детьми. Права на пенсию по линии Министерства обороны у гражданки нет.

Ответ: Право на пенсию согласно Указу № 233 предоставляется женщинам при наличии стажа работы не менее 20 лет, страхового стажа – 10 лет, не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

С учетом имеющейся информации гражданка имеет право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233.

Вопрос: имеет ли я право на пенсию по возрасту согласно Указу № 233 мужчина, возраст которого 61 год, имеющий стаж работы 23 года 4 месяца, в том числе, 10 лет 5 месяцев военной службы и 12 лет 11 месяцев страхового стажа.

Ответ: Оснований для назначения пенсии согласно Указу № 233 не имеется, поскольку право на пенсию согласно Указу № 233 предоставляется мужчинам, имеющим не менее 10 лет страхового стажа, не менее 10 календарных лет военной службы и имеющим стаж работы не менее 25 лет. Поскольку у гражданина отсутствует стаж работы не менее 25 лет, оснований для назначения пенсии по возрасту с применением норм Указа № 233 не имеется.

Вопрос: какой минимальный стаж работы требуется для трудовой пенсии по возрасту?

Ответ: Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2016 году необходимо было иметь не менее 15 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Начиная с 1 января 2017 г. страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия будет назначаться в 2017 году, то потребуется уже 16 лет страхового стажа, в 2018 году – 16 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа. Страховой стаж — это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов.

В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии. Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы), учебы и другие.

При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия. С 2015 года такая пенсия назначается женщинам не моложе 60 лет, мужчинам — 65 лет.

Вопрос: будут ли периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодателем не уплачивались или уплачивались в неполном объеме, засчитаны в стаж для назначения пенсии?

Ответ: Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников — 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж. То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. При уплате взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной проиндексированной заработной платы стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Для того, чтобы максимально оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, рекомендуем работникам пользоваться своим правом на получение информации об уплате за них обязательных страховых взносов. По этому вопросу можно обращаться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.

Вопрос: Включаются ли в страховой стаж периоды отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет?

Ответ: Периоды отпуска по уходу за ребенком в страховой стаж не включаются.

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов согласно законодательству о государственном социальном страховании. Так как в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет уплата страховых взносов в бюджет фонда не производится, то данный период в страховой стаж не засчитывается.

Вместе с тем данный отпуск, как и военная служба, обучение в дневной форме получения образования, получение пособия по безработице включается в стаж работы при определении размера пенсии.

Вопрос: Как определить дату, когда возникнет право выхода на пенсию на общих основаниях?

Ответ: Для определения даты возникновения права на пенсию анализируется совокупность обстоятельств: дата достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста, действующего в году обращения за пенсией, наличие требуемого на эту дату страхового стажа. Также важна дата обращения за пенсией. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратиться за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018), а позднее, скажем в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяце), то есть не ранее июня 2019 года.

Вопрос: недавно Правительством были утверждены новые пенсионные удостоверения. Значит ли это, что ранее выданные пенсионные удостоверения не будут иметь юридической силы и их необходимо обменять на новые?

Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. № 255 «Об утверждении форм пенсионных удостоверений» (далее – постановление) утверждены формы пенсионного удостоверения и пенсионного удостоверения лица, которому установлена пенсия за особые заслуги перед Республикой Беларусь. Сделано это было во исполнение статьи 78 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», предусматривающей выдачу пенсионного удостоверения по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.

Форма утверждённых постановлением пенсионных удостоверений не имеет существенных отличий в сравнении с пенсионными удостоверениями образца, предусмотренного до принятия постановления.

С учетом этого в целях рационального использования бюджетных средств выдача пенсионных удостоверений по утвержденной форме будет производиться только после исчерпания бланков пенсионных удостоверений образца, предусмотренного до принятия постановления.

Согласно пункту 2 постановления пенсионные удостоверения, выданные до вступления в силу постановления, являются действительными. Обменивать их на удостоверения, формы которых утверждены постановлением, не нужно.

Вопрос: на основании чего, и в каком размере производятся удержания из пенсии?

Ответ: удержания из пенсий могут производиться:

а) на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь, других решений и постановлений, исполнение которых производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве;

б) на основании решений комиссий по назначению пенсий для взыскания сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.).

Размер удержаний из пенсии исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате. При обращении взыскания на пенсию по нескольким исполнительным документам за должником сохраняется не менее пятидесяти процентов пенсии.

Вопрос: имеет ли право на отпуск гражданин, осуществляющий уход за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80 — летнего возраста и получающий социальное пособие?

Ответ: пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста – это мера социальной поддержки трудоспособного лица, выбывшего с рынка труда в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным.

Что касается вопроса об отпуске, то согласно статье 149 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) право на трудовые и социальные отпуска имеют работники (при наличии оснований, предусмотренных ТК). Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в предусмотренных ТК случаях (статья 150 ТК).

Лица, занятые уходом за нетрудоспособным и получающие социальное пособие, не являются работниками по трудовому договору с выплатой заработной платы. Поэтому получатели пособия по уходу права на отпуск не имеют.

Вопрос: 14 лет отслужил в армии, после 12 лет работал на гражданке. По состоянию здоровья продолжать работу не смог (группа инвалидности не установлена). Собираюсь на пенсию в следующем году. Будет ли она мне назначена?

 Ответ: В Вашем случае может быть рассмотрен вопрос о назначении пенсии по возрасту по нормам Указа Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233. Согласно положениям данного Указа трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, имеющим не менее 10 лет стажа работы с уплатой взносов, 25/20 лет (у мужчин/женщин соответственно) общего стажа, включая не менее 10 календарных лет военной службы (без учета социального отпуска по уходу за детьми). При наличии права на эту пенсию ее размер будет зависеть от продолжительности стажа работы и величины заработка (за установленный период) до выхода на пенсию.

 Вопрос: Я мать ребенка-инвалида. Слышала, что для назначения трудовой пенсии требуется 10 лет страхового стажа. Это касается и матерей детей-инвалидов?

Ответ: Условия назначения трудовой пенсии по возрасту родителям, в частности, матерям детей-инвалидов (инвалидов с детства) не изменились. Как и ранее, трудовая пенсия по возрасту матерям, воспитывавшим ребенка-инвалида (инвалида с детства) не менее 8 лет в период до его совершеннолетия, назначается на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при наличии не менее 5 лет стажа работы с уплатой страховых взносов и общем стаже не менее 20 лет. При этом в этот общий стаж, кроме периодов работы и иной деятельности с уплатой страховых взносов, засчитываются периоды ухода за ребенком-инвалидом и инвалидом I группы, без ограничений к их продолжительности, а также иные периоды деятельности, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Вопрос: В период с 1997 по 2001 годы был зарегистрирован предпринимателем. Взносы в пенсионный фонд не платил. Включат ли мне этот период в стаж для назначения пенсии?

 Ответ: Периоды предпринимательской деятельности, в течение которых уплата страховых взносов в установленном порядке не производилась, в стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера не включаются.

Вопрос: Влияет ли на размер пенсии непрерывный стаж работы на одном предприятии?

 Ответ: Нет, не влияет. При исчислении размера пенсии учитывается продолжительность имеющегося стажа работы.

 Вопрос: Мне 77 лет. Получаю пенсию за умершего мужа от военкомата. Могу ли я перейти на свою пенсию по возрасту?

Ответ: Такая возможность законодательством предусмотрена. При этом необходимо иметь в виду, что выплата Вам пенсии от военкомата будет прекращена. По вопросу целесообразности перехода на пенсию по возрасту Вам необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с документами о стаже работы и другими документами, необходимыми для назначения пенсии. Специалисты управления проверят Ваше право на пенсию по возрасту и при его наличии посчитают, на какой размер пенсии по возрасту Вы можете рассчитывать.

Вопрос: В следующем году мне исполняется 61 год, и я могу оформить пенсию по возрасту. Трудовая книжка утеряна. Как мне подтвердить свой стаж?

 Ответ: При отсутствии трудовой книжки в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов. При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных, периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

Вопрос: Мне 56 лет, являюсь почетным донором. С прошлого года получаю пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда. При этом за донорство к пенсии ничего не платят. Правильно ли это?

 Ответ: Правильно. Повышение пенсии донорам, награжденным знаком почета «Почетный донор Республики Беларусь», «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР», устанавливается только по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер повышения составляет 40 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Вопрос: Включается ли в стаж работы с уплатой взносов советский стаж?

Ответ: В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии.

Вопрос: С 2012 года получаю досрочную пенсию по возрасту (многодетная мать). Продолжаю работать по настоящее время. В ноябре текущего года достигаю общеустановленного пенсионного возраста (55 лет 6 месяцев). Будет ли мне произведён перерасчёт пенсии по достижении указанного возраста в части увеличения стажа работы?

 Ответ: Перерасчет назначенных пенсий по возрасту, в том числе досрочных, с учетом стажа работы, протекавшей после их назначения, производится при условии неполучения пенсий за этот период. Поэтому, если в период работы Вы пенсию получали, то оснований для ее перерасчета не имеется.

 Вопрос: Приехал в Республику Беларусь из Казахстана в 2013 году. В период с 1992 по 2003 год работал в Казахстане в качестве прораба на новом строительстве зданий. Имею ли я право выйти на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста?

Ответ: Обязательным условием для включения в специальный стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, периодов работы после 1 января 1992 г. является подтверждение особых условий труда результатами аттестации рабочих мест. Законодательство Республики Казахстан не связывает предоставление права на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту по спискам № 1 и № 2 с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Соответственно, аттестация для целей пенсионного обеспечения за работу с особыми условиями труда в Республике Казахстан не проводится. С учётом изложенного, оснований для включения в специальный стаж работы, дающей в Республике Беларусь право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2, времени работы на территории Казахстана после 1 января 1992 г. не имеется.

Вопрос: Обратился за назначением досрочной пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 2. В управлении по труду, занятости и социальной защите от меня потребовали дополнительно представить справку о работе в особых условиях труда. При этом в трудовой книжке имеется соответствующая запись о периоде моей работы с 1984 года по 1991 год в качестве электрогазосварщика. Правомерны ли требования управления?

 Ответ: Согласно статье 53 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» при исчислении специального стажа для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата. Поскольку в трудовой книжке нет полных сведений о факторах, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (например, о занятости на работах в течение полного рабочего дня, о выполнении работ определенным способом и др.), в подтверждение специального стажа работы принимаются уточняющие справки работодателей по форме, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2006 г. № 134. С учетом изложенного, требование управления о представлении уточняющей справки по установленной законодательством форме правомерно.

Вопрос: На трудовую пенсию я должен выйти в июле 2018 года. Когда нужно начинать оформление пенсии?

Ответ: Если Вы работаете, то вопросами сбора и оформления документов, необходимых для назначения Вам пенсии, обязан заниматься Ваш работодатель. По установленному законодательством порядку ответственное лицо работодателя должно начинать заниматься данным вопросом в начале каждого года в отношении всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию. Таким образом, если Вы работающий и планируете оформить пенсию в июле 2018 года, то предварительную подготовку необходимых для этого документов уже можно осуществлять. Если Вы не работаете, то сбором и подготовкой необходимых для назначения пенсии документов Вы должны заняться сами. При необходимости органы по труду, занятости и социальной защите окажут Вам содействие в получении необходимых документов.